Почему правильно составленная шкала оценки способствует осмысленным ответам респондентов
Шкала оценки, по которой измеряется степень согласия или несогласия респондентов с тем или иным высказыванием,- это один из самых популярных типов вопросов. К сожалению, это также один из наименее надежных типов вопросов, с точки зрения достоверности получаемых данных. Поскольку респонденты склонны преувеличивать свое фактическое согласие, в вопросах такого типа следует использовать другую шкалу.
Согласно результатам более чем 100 специальных исследований, у респондентов существует предрасположенность соглашаться с интервьюером, независимо от содержания высказывания. В своей статье “Comparing Questions with Agree/Disagree Response Options to Questions with Construct-Specific Response Options“ («Сравнение вопросов, предусматривающих варианты ответа «Согласен / Не согласен», с вопросами, ответы на которые зависят от формулировки самих вопросов») исследователи Сарис (Saris), Кросник (Krosnick) и Шеффер (Shaeffer) выявили три основных причины, по которым респонденты готовы соглашаться с интервьюером:
- Из чувства вежливости
- Из уважения к автору исследования (т.е. полагаясь на мнение «эксперта» в конкретном вопросе)
- Из-за психического истощения во время опроса («лишь бы побыстрее ответить»)
Шкала согласия несет с собой различную психическую и умственную нагрузку для респондентов.
1) Респонденты должны выполнить по крайней мере четыре когнитивных действия:- прочитать и понять вопрос,
- определить, какой аспект вопроса представляет интерес для исследователя,
- определить свое отношению к данной теме,
- перевести свои ощущения в наиболее подходящий балл на биполярной шкале.
2) Биполярные шкалы (шкалы с противоположными полюсами оценки) несут с собой более существенную психическую и умственную нагрузку, чем однополярные шкалы (шкалы с оценкой от нуля до какого-то большого значения данного свойства или количества).
3) Отрицательные сообщения (высказывания с «не») требуют от респондентов сделать еще на одно действие больше. Еще в 1918 году Уэмбридж и Минз (Wembridge & Means) обнаружили, что ответ на отрицательный вопрос занимает у респондентов в среднем 3,4 секунды, а ответ на вопрос в утвердительной формулировке требует лишь 1,7 секунды.
4) Часто неясно, какой аспект высказывания является основным и наиболее важным (т.е. на какой его части следует сфокусировать внимание).
Сарис, Кросник и Шеффер дают отличный пример того, что касается последнего пункта:
Следует отметить, что вариант ответа «Не согласен…» может быть использован респондентами по самым разным причинам, некоторые из которых нарушают предполагаемую монотонную зависимость между ответами и позицией респондента на шкале его восприятия.
Рассмотрим, например, следующую ситуацию: человека спрашивают, согласен или не согласен ли он с утверждением: «В целом, я счастливый человек».
Респондент, несогласный с этим утверждением, может считать, что он:
- в целом несчастный человек,
- в целом не может отнести себя ни к счастливым, ни к несчастным людям,
- он счастлив 55% своего времени и несчастен 45% времени, при этом 55% - это слишком мало, чтобы соответствовать определению «в целом»,
- он счастлив всегда и везде, поэтому определение «в целом» не подходит для описания его случая.
Предполагалось, что использование высказываний с отрицанием повышает качество ответов на вопросы со шкалой оценки. Тем не менее, еще в 1961 году Эйферманн (Eifermann) обнаружил, что респонденты чаще делают ошибки при обработке высказываний с «не»: например, при оценке высказываний типа «5 не является нечетным числом» ошибку допускали 35%, а при оценке высказываний типа «5 – это четное число» ошибку допускали лишь 2%. Соответственно, выстраивание сбалансированных блоков с практически одинаковым количеством вопросов с отрицанием и утверждением никак не улучшает качество ответов. В том же 1961 году Мессик и Джексон (Messick & Jackson) показали, что при использовании фраз с «не» респонденты больше подвержены предрасположенности соглашаться с интервьюером, независимо от сути высказывания.
Интересно, что о плохой пригодности шкал согласия для опросов известно уже более 50 лет, но исследователи по-прежнему держатся за них и не собираются от них отказываться. Почему? Потому что они такие простые и удобные в использовании.
Но есть более правильный подход, требующий меньшей психической нагрузки от респондентов и дающий более точные результаты. Он заключается в использовании того, что Сарис и другие авторы называют «вопросы, варианты ответов на которые зависят от формулировки вопроса». По сути, они оценивают отношение респондентов к тому или иному аспекту по шкале, которая (в большинстве случаев) будет индивидуальной для каждого вопроса. Например, вот три высказывания, которые можно встретить в опросе, посвященном степени удовлетворенности сотрудников:
- «В целом я доволен своей зарплатой». Полностью согласен, согласен, ни да - ни нет, не согласен, категорически не согласен.
- «Часто я так занят работой, что день проходит очень быстро». Полностью согласен, согласен, ни да - ни нет, не согласен, категорически не согласен.
- «В нашей организации хорошо налажена связь между руководителями и рядовыми сотрудниками». Полностью согласен, согласен, ни да - ни нет, не согласен, категорически не согласен.
Вот те же три вопроса, переформулированные для использования с подходящими шкалами оценки:
- «Насколько вы в целом удовлетворены своей зарплатой?» Совсем не удовлетворен, слегка удовлетворен, скорее удовлетворен, очень удовлетворен, полностью удовлетворен.
- «Как часто вы бываете столь заняты работой, что день проходит очень быстро?» Никогда, редко, иногда, часто, всегда.
- «Как бы вы охарактеризовали связь между руководителями и рядовыми сотрудниками в нашей организации?» Очень плохая, плохая, посредственная, хорошая, отличная.
Здесь можно найти список наиболее распространенных шкал, которые следует использовать вместо шкалы согласия / несогласия.
Да, это требует дополнительных усилий от автора опроса. Но, вполне логично, что такую дополнительную работу должен проделать исследователь, а не респондент.
А если бы вы сами были респондентом, то что бы вы предпочли - ответить на блок из 80 высказываний, требующих вашего согласия / несогласия, или же ответить на серию вопросов, в каждом из которых используется своя собственная шкала оценки? Кроме того, разнообразие формулировок может предотвратить ситуацию, при которой респонденты быстро соглашаются с высказываниями, «лишь бы побыстрее ответить».
У многих исследователей, может сохраниться желание по-прежнему использовать шкалу согласия / несогласия в своих исследованиях. Но мы согласны не соглашаться на этот счет.
Автор: Джеффри Хеннинг (Jeffrey Henning) - президент компании маркетинговых исследований Researchscape International, разрабатывающей исследования по заказу малого бизнеса; член Совета директоров MRA; в 2012 году стал первым лауреатом премии MRA Impact Award.
Оригинал статьи http://researchaccess.com
Перевод статьи Агентство маркетинговых исследований FDFgroup
Будьте в курсе, а также
получайте полезные материалы