Почему врут респонденты? Семь факторов, влияющих на честность ответов респондентов
Обычно, когда мы говорим о качестве проведения опросов, мы говорим о качестве работы интервьюеров. Но есть еще один источник ошибок, который обычно, никак не учитывается – это сам респондент. Так ли уж честны респонденты? Очевидно, нет. Чем же могут руководствоваться респонденты, когда они сознательно врут, отвечая на вопросы анкеты?
1. «Синдром павлина»:
Респонденты хотят покрасоваться и создать впечатление что они умнее, богаче, счастливее и успешнее остальных. Такое поведение можно увидеть в исследованиях читательской аудитории журналов. Например, согласно ответам респондентов, количество читателей каждого экземпляра журнала Vogue составляет 12 – т.е. примерно в четыре раза больше, чем у среднего журнала.
Число людей, которые утверждают, что делают покупки в дорогих магазинах, может быть в несколько раз выше чем посещаемость этих магазинов.
Следовательно, далеко не всегда можно доверять ответам респондентов о любой поведенческой деятельности, если такая деятельность воспринимается как социально привлекательная. Так же стоит помнить и о том, что этот процесс может быть направлен и в обратную сторону. Например, люди не готовы признаваться в том, что они смотрят сериалы, курят или обращают внимание на рекламу (т.е. делают то, что считается социально непривлекательным).
2. «Сделай приятное интервьюеру»:
Некоторым людям нравится отвечать на вопросы именно так, как было бы приятно интервьюеру. Такое поведение менее характерно для вопросов на коммерческие темы и более типично для социальных вопросов, например, касающихся политических взглядов. Респонденты сдерживают себя и не высказывают своих истинных взглядов на определенные темы, стараясь не обидеть интервьюера. Это же происходит и тогда, когда респонденты считают, что их мнение не является социально приемлемыми.
3. «Обмани систему»:
К этой группе относятся респонденты, желающие получить какие-либо выгоды от участия в опросе. Например, если за участие в опросе предлагается высокое вознаграждение, то найдутся желающие угадать «правильные» ответы на вопросы-фильтры, для того чтобы поучаствовать в опросе.
Кроме того, в эту же группу входят те, кто начинает обманывать систему, когда им надоедает участие в опросе. Они перестают признаваться в том, что делают то-то и то-то или покупают определенные товары, чтобы избежать необходимости отвечать на дополнительные вопросы о таких покупках.
4 «Нежелание участвовать»:
К этой группе относятся респонденты, по каким-либо причинам, вынуждены участвовать в опросе, но не желающие этого делать. Такие респонденты могут не давать правдивых ответов, потому что не хотят затруднять себе размышлениями, или не хотят отвечать на дополнительные вопросы.
5. «Самообман»:
Люди зачастую обманывают сами себя. Наши представления о собственной внешности, например, часто не имеют ничего общего с тем, как нас видят другие люди. Если попросить респондента подобрать изображение, наиболее похожее на него самого, то в девяти случаях из десяти оно будет отличаться о того, что выберут другие. Достаточно часто люди обманываю сами себя при ответе на вопросы о социальном поведении. Хорошим примером могут служить вопросы об участии в программах переработки отходов. Нам всем приятно думать, что мы участвуем в таких программах, и многие из нас уверены в том, что они действительно в них участвуют, но на практике это не так.
6. «Бессознательное»:
Значительная часть наших поступков определяется бессознательным принятием решений. Сознательное и подсознательное часто находятся в конфликте. Как следствие, мы часто принимаем иррациональные решения, и поэтому не можем запомнить все аспекты своего поведения, контролируемого подсознанием. В результате мы не можем точно спрогнозировать собственные поступки.
7. «Общее незнание»:
Респонденты могут просто не знать или не помнить ответы на некоторые достаточно очевидные вопросы:
- Какого цвета у вас глаза?
- Не знаю.
- В каком районе вы проживаете?
10% людей не могут дать ответ на этот вопрос
Кроме того, достаточно часто людям сложно спрогнозировать свое будущее поведение, потому что в действительности они не знают что будут делать. Именно поэтому, например, для корректной оценки спроса на новый долю респондентов, высказывающих намерение купить этот товар лучше делить на два, а то и на три.
Безусловно все эти факторы стоит учитывать при планировании опросов, и учитывать не только влияние интервьюеров на качество собранных данных, но и особенности поведения респондентов.
Будьте в курсе, а также
получайте полезные материалы