Маркетинговое агентство FDFgroup - количественные маркетинговые исследования
Главная
Об Агентстве
Услуги
Готовые исследования
Статьи
Пресс-центр
Контакты
Contact us

Официальная страница агентства маркетинговых исследований FDFgroup Официальная страница агентства маркетинговых исследований FDFgroup Официальная страница агентства маркетинговых исследований FDFgroup


Маркетинг 2020: ПРОГРАММА РОСТА ПРОДАЖ
ESOMAR Individual Membership Information
Маркетинговое агентство FDFgroup - количественные маркетинговые исследования
поиск по сайту    
Услуги >>  Объем рынка
Назад
 

Объем рынка

Сравнение подходов к оценке объема рынка на рынках потребительских товаров и услуг.

  В последнее время перед маркетологами все чаще встает задача определения объема рынка и доли компании/марки на рынке. В данной статье описаны основные подходы к решению этой задачи.

  Прежде всего, определим само понятие «объема рынка». Под объемом рынка мы понимаем  количество товаров или услуг, проданных или потребленных на определенной географической территории за единицу времени. Как правило, объем рынка определяется на значительных по размеру географических территориях (район крупного города, город, область, регион, страна) и на достаточно протяженных временных интервалах (месяц, квартал, год). Хотя, с точки зрения данного определения, не лишено смысла и заявление, что объем рынка кофе, потребленного за время  написания этой статьи в кабинете автора равен 3-м чайным ложкам. Обычно, когда говорят об объеме рынка, говорят прежде всего о финансовых показателях (рубли, доллары и.т.д.), хотя, в некоторых случаях бывает полезно измерять объем рынка и в натуральных единицах (килограммы, литры,  штуки, и т.п.)

  Оговоримся сразу, что ниже речь пойдет только о потребительских рынках товаров массового спроса. Мы не будем рассматривать рынки услуг и В2В рынки. Заметим лишь, что для этих рыков используются аналогичные подходы.

  Выбор конкретного подхода, для определения объема рынка, в каждом конкретном случае зависит от следующих параметров:
    -Географии рынка, объем которого надо определить (район города, город, область/регион, Россия)
    -Точности, с которой необходимо определить объем рынка
    -Доступных временных ресурсов
    -Доступных финансовых ресурсов

  В таблицах представлены сравнительные характеристики различных подходов для рынков различных размеров.


Пояснения к полям таблицы:
  - Метод сбора информации/источник информации – название методов (для первичной информации) и источников (для вторичной информации) информации
  - Частота применения – Относительная частота выбора данного метода/источника для определения объема рынка
  - Точность – точность полученных данных
  - Временной интервал – временной интервал, для которого верна полученная оценка объема рынка
  - Бюджет – ориентировочный бюджет. Бюджет исследования зависит от массы параметров, и определяется только на основе конкретного Технического задания на исследование.
  - Сроки – ориентировочные сроки, которые актуальны для бОльшей части подобных исследований. В некоторых случаях сроки могут отличаться в большую или меньшую сторону.

  География исследования: Район/районы крупного города (чаще всего используется в  Москве, Санкт-Петербурге, городах-миллионниках)

 Метод сбора/источник
информации

 Частота применения

 Точность

 Временной интервал

 Бюджет

 Сроки проведения

Опросы потребителей

 высокая

 высокая

 Месяц/квартал

 $1,5-7 тысяч

 3-6 недель

 Retail audit (аудит продаж)

 высокая

 высокая

 Месяц

 $1,5-5 тысяч

 3-6 недель

 Наблюдение за покупателями/потребителями

 высокая

 высокая

 Месяц

 $1,5-5 тысяч

 3-6 недель

 Экспертные интервью с представителями розницы

 низкая

 низкая

 Месяц/квартал

 $1-2 тысячи

 2-4 недели

 Экспертные интервью с оптовиками

 не применяется

 -

 -

 -

 -

 Экспертные интервью с производителями/импортерами

 не применяется

 -

 -

 -

 -

 Органы государственной статистики

 низкая

 низкая

 Месяц/квартал/год

 $0,1-1 тысяча

1-2 недели

 Отраслевые министерства/ведомства/ассоциации

 не применяется

 -

 -

 -

 -

 Открытые результаты исследований

 не применяется

 -

 -

 -

 -

 Retail-панели

 не применяется

 -

 -

 -

 -

 Потребительские панели

 не применяется

 -

 -

 -

 -

  На практике, для определения объема рынка в районе города, применяются только полевые методы - опрос потребителей, аудит продаж, наблюдение за покупателями/потребителями. В некоторых случаях бывает разумно воспользоваться экспертными интервью с представителями розничной торговли, но чаще всего, сложность заключается в поиске экспертов, которые были бы способны дать более-менее обоснованные оценки. Возможность использовать вторичные источники информации как правило, крайне ограничена. Панельные исследования, как правило, не оперируют географическими единицами столь малого масштаба, а в органах гос.статистики (районные и городские стат.комитеты) очень редко бывает необходимая информация.

 

География исследования: Город

 Метод сбора/источник
информации

 Частота применения

 Точность

 Временной интервал

 Бюджет

 Сроки проведения

Опросы потребителей

 высокая

 высокая

 Месяц/квартал

 $1,5-7 тысяч

 3-6 недель

 Retail audit (аудит продаж)

 высокая

 высокая

 Месяц

 $1,5-5 тысяч

 3-6 недель

 Наблюдение за покупателями/потребителями

 высокая

 высокая

 Месяц

 $1,5-5 тысяч

 3-6 недель

 Экспертные интервью с представителями розницы

не применяется

 -

-

-

-

 Экспертные интервью с оптовиками средняя

средняя

 Месяц/квартал/год

 $1,5-3 тысячи

2-4 недели

 Экспертные интервью с производителями/импортерами

низкая

средняя

 Месяц/квартал/год

 $0,5-3 тысячи

2-4 недели

 Органы государственной статистики

 низкая

 низкая

 Месяц/квартал/год

 $0,1-1 тысяча

1-2 недели

 Отраслевые министерства/ведомства/ассоциации

 не применяется

 -

 -

 -

 -

 Открытые результаты исследований

крайне низкая

не известно

не известно

 $0,2-2 тысячи

1-2 недели

 Retail-панели

средняя

средняя

от месяца до нескольких лет

 $0,5-5 тысяч

1-2 недели

 Потребительские панели

средняя

средняя

от месяца до нескольких лет

 $0,5-5 тысяч

1-2 недели

  Для определения объема рынка города спектр инструментов достаточно широк. Если речь идет о достаточно крупных городах (численность населения более 500 тысяч человек), наряду с методами сбора первичной информации, становится возможным применение источников вторичной информации - ритейл панелей, потребительских панелей, данных органов статистики. Кроме того, для ряда структурированных и устоявшихся рынков, хорошие, с точки зрения "цена/качество", результаты могут дать экспертные интервью с оптовиками и производителями (конечно, если в городе есть  крупные производители исследуемого товара)

География исследования: Область

 Метод сбора/источник
информации

 Частота применения

 Точность

 Временной интервал

 Бюджет

 Сроки проведения

Опросы потребителей

 высокая

 высокая

 Месяц/квартал

 $3-10 тысяч

 3-6 недель

 Retail audit (аудит продаж)

 высокая

 высокая

 Месяц

 $3-10 тысяч

 3-6 недель

 Наблюдение за покупателями/потребителями

 высокая

 высокая

 Месяц

 $3-10 тысяч

 3-6 недель

 Экспертные интервью с представителями розницы

не применяется

 -

-

-

-

 Экспертные интервью с оптовиками средняя

средняя

 Месяц/квартал/год

 $1,5-4 тысячи

2-4 недели

 Экспертные интервью с производителями/импортерами

средняя

средняя

 Месяц/квартал/год

 $0,5-4 тысячи

2-4 недели

 Органы государственной статистики

средняя

 низкая

 Месяц/квартал/год

 $0,1-1 тысяча

1-2 недели

 Отраслевые министерства/ведомства/ассоциации

 не применяется

 -

 -

 -

 -

 Открытые результаты исследований

крайне низкая

не известно

не известно

 $0,2-2 тысячи

1-2 недели

 Retail-панели

средняя

средняя

от месяца до нескольких лет

 $0,5-7 тысяч

1-2 недели

 Потребительские панели

средняя

средняя

от месяца до нескольких лет

 $0,5-7 тысяч

1-2 недели

 Для определения объема рынка области, по сути, используются в точности те же подходы, что и для определения рынка города. Разница, как правило, заключается лишь в размере исследовательских бюджетов.

 

География исследования: Регион (3-15 областей)

 Метод сбора/источник
информации

 Частота применения

 Точность

 Временной интервал

 Бюджет

 Сроки проведения

Опросы потребителей

 средняя

 высокая

 Месяц/квартал

$8-50тысяч

 3-7 недель

 Retail audit (аудит продаж)

 средняя

 высокая

 Месяц

 $8-50 тысяч

 3-7 недель

 Наблюдение за покупателями/потребителями

низкая

высокая

Месяц

 $8-50 тысяч

 3-8 недель

 Экспертные интервью с представителями розницы

не применяется

 -

-

-

-

 Экспертные интервью с оптовиками средняя

средняя

 Месяц/квартал/год

 $6-20 тысяч

2-4 недели

 Экспертные интервью с производителями/импортерами

средняя

средняя

 Месяц/квартал/год

 $3-10 тысячи

2-4 недели

 Органы государственной статистики

средняя

 низкая

 Месяц/квартал/год

 $0,1-2 тысячи

1-2 недели

 Отраслевые министерства/ведомства/ассоциации

низкая

низкая

Квартал/год

 $0,1-2 тысячи

1-3 недели

 Открытые результаты исследований

низкая

не известно

не известно

 $0,2-4 тысячи

1-2 недели

 Retail-панели

высокая

средняя

от месяца до нескольких лет

 $1,5-20 тысяч

1-2 недели

 Потребительские панели

высокая

средняя

от месяца до нескольких лет

 $1,5-20 тысяч

1-2 недели

 

 

 

 

 

 

 











Определение объема рынка на уровне региона, достаточно часто решается с помощью источников вторичной информации. По сути начиная с таких размеров географической территории, использование первичных методов становится доступным лишь для крупных компаний, обладающих достаточно мощным исследовательским бюджетом.

 

География исследования: Россия

 Метод сбора/источник
информации

 Частота применения

 Точность

 Временной интервал

 Бюджет

 Сроки проведения

Опросы потребителей

низкая

 высокая

 Месяц/квартал

$10-100тысяч

 3-7 недель

 Retail audit (аудит продаж)

низкая

 высокая

 Месяц

 $10-100 тысяч

 3-7 недель

 Наблюдение за покупателями/потребителями

не применяется

-

-

- -
 Экспертные интервью с представителями розницы

не применяется

 -

-

-

-

 Экспертные интервью с оптовиками не применяется

-

-

-

-

 Экспертные интервью с производителями/импортерами

средняя

средняя

 Месяц/квартал/год

 $6-15 тысяч

2-5 недель

 Органы государственной статистики

высокая

 средняя

 Месяц/квартал/год

 $0,1-5 тысяч

2-4 недели

 Отраслевые министерства/ведомства/ассоциации

средняя

средняя

Квартал/год

 $0,1-5 тысяч

2-4 недели

 Открытые результаты исследований

средняя

не известно

не известно

 $0,2-4 тысячи

1-2 недели

 Retail-панели

высокая

средняя

от месяца до нескольких лет

 $3-30 тысяч

1-2 недели

 Потребительские панели

высокая

средняя

от месяца до нескольких лет

 $3-30 тысяч

1-2 недели

 

 

 

 

 

 

 











Оценка объема рынка на уровне страны, достаточно часто решается с помощью "кабинетных" методов исследований. Использование "полевых" методов сопряжено с достаточно большими бюджетами и сложностью конструирования выборки для исследования.

Узнать подробнее о методах оценки объема рынка, или заказать исследование Вы можете, написав нам, или позвонив по телефону +7(495) 755-2224.



Кроме того, у нас можно заказать:
- Оценку эффективности рекламной кампании
- Сегментацию потребителей
- Оценку удовлетворенности потребителей
- Оценку лояльности потребителей
- Изучение имиджа марки и имиджа компании
- Тестирование цены
- Тестирование упаковки
- Тестирование рекламы
- Готовые анкеты для проведения опросов потребителей и покупателей